Идеально для УСН, ЕНВД, ОСНО и Патента

Более 50 000 предпринимателей выбрали интернет-бухгалтерию для малого бизнеса «Моё Дело»

Мы собрали в одну таблицу все основные изменения законодательства, вступающие в силу с начала 2017 года страховые взносам.

Что изменилось После 1 января 2017 года До 1 января 2017 года
Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возвращены ФНС России. В связи с переходом к ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное страхование:

  • порядок расчета страховых взносов, их уплаты, проведения контрольных мероприятий и другие вопросы, касающиеся взимания страховых взносов, будут регулироваться Налоговым кодексом РФ;
  • утрачивает силу Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.;
  • вводятся новые КБК для уплаты страховых взносов, открытые ФНС России с 1 января 2017 года, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году.

Администрирование взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оставлено за ФСС России. То есть платить и отчитываться по этому виду страхования нужно будет продолжать в ФСС России.

Правоотношения, связанные с расчетом и уплатой страховых взносов, а также меры контроля в этой сфере регулируются Федеральным законом № 212-Ф от 24 июля 2009 г.

При этом функции по контролю и администрированию страховых взносов возложены на Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФФОМС;

ФСС России и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.

Также ФСС России администрирует взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем ведомстве страховщика или в суде.

В часть первую Налогового кодекса РФ вводится понятие о страховых взносах. Часть первая Налогового кодекса РФ дополнена новой гл. 2.1 «Страховые взносы в РФ» и нормами, регулирующими правоотношения в области страховых взносов. В частности, устанавливаются:

  • права и обязанности плательщиков взносов;
  • меры обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
  • контрольные функции за уплатой страховых взносов и т.д.Правильность и своевременность уплаты страховых взносов будут проверяться налоговыми инспекциями (в т. ч. совместно с фондами) по общим правилам налоговых проверок, порядок проведения которых не меняется.

Исключения. Пенсионный фонд РФ уполномочен по-прежнему контролировать правильность представления и достоверность сведений по персонифицированному учету с учетом взаимодействия с налоговыми инспекциями, в том числе по вопросам возврата переплаты пенсионных взносов;

Также, обратите внимание, что ФСС России уполномочен проводить проверки:

  • камеральные – правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств. А также камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам. В рамках межведомственного обмена информацией камеральная проверка проводится на основании сведений, поступивших из налоговой инспекции, с обратной передачей в течение трех рабочих дней решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и других материалов по проверке. При этом страхователь имеет право обжаловать решения страховщика в вышестоящем ведомстве в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г., или в суде;
  • внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов на выплату страхового обеспечения;
  • камеральные и выездные – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прежнем порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.

Кроме того, за фондами сохраняются полномочия:

  • по проведению в прежнем порядке камеральных проверок расчетов, в том числе уточненных, за отчетные (расчетные) периоды до 2017 года и выездных проверок за периоды до 2017 года;
  • по принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Оптимальный вариант. Во избежание спорных ситуаций в переходном периоде и после него целесообразно закрыть все расчеты с ФСС России, Пенсионным фондом РФ и ФФОМС и провести сверку расчетов с фондами до конца 2016 года.
Расширен перечень обязанностей плательщиков страховых взносов.

Организация обязана сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня делегирования таких полномочий. В настоящее время опубликован проект приказа ФНС России, в котором приводятся форма сообщения и порядок ее заполнения.

Данное обязательство действует в отношении обособленных подразделений, которые наделены указанными полномочиями, начиная с 2017 года. В отношении обособленных подразделений, которые были поставлены на учет в качестве страхователей до 2017 года, уведомления в налоговую инспекцию подавать не нужно.

Подобных положений законодательство о страховых взносах не содержит.
Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена разделом XI о страховых взносах. Раздел о страховых взносах включает в себя гл. 34 Налогового кодекса РФ, которая регулирует:

  • круг плательщиков страховых взносов;
  • объект обложения страховыми взносами;
  • базу для начисления страховых взносов, в том числе расчет величины предельной базы, которая определена отдельно для взносов на обязательное пенсионное страхование и социальное и рассчитывается в новом порядке;
  • размер и применение тарифов;
  • порядок расчета и сроки уплаты взносов страхователями. В данном положении сохранена вплоть до 31 декабря 2018 года возможность уменьшить сумму взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) на расходы на выплату страхового обеспечения (пособия на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Функции регулирования зачетного механизма уплаты страховых взносов c 1 января 2017 года выполняет налоговая инспекция. При этом возмещение страхового обеспечения при недостаточности средств у страхователя производит фонд;
  • порядок расчета и сроки уплаты взносов плательщиками, уплачивающими взносы за себя (в частности, ИП), и т.д. Новация указанных положений в общем случае не повлияла на порядок расчета и уплаты страховых взносов, применяемый в прошлом году. Прежними остались, в частности, тарифы взносов и сроки их уплаты.

Также не претерпел изменений перечень страхователей, имеющих право на применение пониженного тарифа. Однако в ряде случаев введены дополнительные ограничения на применение льготы. Например, организации (ИП) на УСН, которые ведут льготную деятельность в социальной или производственной сфере, утратят льготу, если их доходы (в т. ч. от нельготируемой деятельности) за календарный год превысят 79 млн рублей, даже при соблюдении оставшегося требования о 70%-ной выручке от льготного вида деятельности.

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. содержит нормы, определяющие:

  • плательщиков страховых взносов;
  • объект обложения страховыми взносами;
  • базу для начисления страховых взносов, включая положения о предельной базе, которая установлена отдельно для взносов на обязательное социальное страхование и пенсионное;
  • размеры тарифов;
  • сроки уплаты взносов и т.д.

Список страхователей, которые могут применять пониженные тарифы при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, и условия их применения установлены в ст. 58, 58.1, 58.4, 58.5, 58.6 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. и ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. (в части взносов на обязательное пенсионное страхование).

При этом условия соблюдения льготного порядка, в частности, плательщиком УСН, не ограничены предельным размером дохода. Права на пониженный тариф такие страхователи лишатся, если по итогам отчетного (расчетного) периода доля доходов по льготируемому виду деятельности окажется меньше 70 процентов в общем объеме доходов.

Скорректирован порядок обложения суточных.

Перечень необлагаемых выплат приведен в ст. 422 Налогового кодекса РФ, и в их числе указаны суточные, предусмотренные п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

То есть объект обложения страховыми взносами формируется в том числе за счет суточных в размере превышения нормы, установленной для НДФЛ:

  • 700 в день – при командировке в пределах России;
  • 2 500 в день – при командировках за рубеж.

Данное ограничение не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Положение об освобождении оплаты командировочных расходов не претерпело изменений, соответственно, выплаченные командированному работнику суточные, как и раньше, освобождаются от обложения данными взносами без ограничений по размеру.

Перечень необлагаемых выплат, поименованный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. и ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г., включает суточные, выданные работнику в полном размере (который работодатель определяет самостоятельно в коллективном договоре, ином локальном нормативном документе).
Изменен порядок зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

В связи с переходом администрирования страховых взносов к налоговому ведомству зачесть переплату возможно только в рамках одного бюджета. Например, излишне уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование можно направить на погашение задолженности по тем же пенсионным взносам, а также по соответствующим пеням, штрафам или вернуть из бюджета. Зачесть же эту переплату в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование нельзя.

Между тем вернуть излишне уплаченную сумму взноса на обязательное пенсионное страхование не получится, если фонд уже распределил указанные суммы на индивидуальные лицевые счета при представлении страхователем персонифицированных сведений.

Кроме того, к налоговому ведомству перейдет от фондов и обязанность по взысканию страховых взносов (пеней, штрафов) по неисполненным решениям о привлечении к ответственности, вынесенным в ходе контрольных мероприятий до 1 января 2017 года.

Вернуть переплату по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года можно, предварительно подав заявление в соответствующий фонд. Однако возврат переплаты будет производить налоговая инспекция по решению фондов.

Оптимальный вариант. В связи с нововведениями получается, что с 2017 года по сути за расчетом и уплатой страховых взносов следить будут все четыре фискальных ведомства – налоговые инспекции, Пенсионный фонд РФ, ФФОМС и ФСС России. Причем контрольные мероприятия они могут проводить как независимо друг от друга в рамках камеральных и выездных проверок, так и совместно. Поэтому, чтобы не оказаться в неприятной ситуации (например, если в налоговую инспекцию попадут неверные данные по прошедшим проверкам) или в безвыходном положении при попытке вернуть излишне перечисленные взносы, безопаснее с внебюджетными фондами рассчитаться до конца года по всей оставшейся к уплате сумме взносов. Если же обнаружится переплата взносов (пеней, штрафов), то лучше ее зачесть в порядке, действующем до 2017 года. Для этого следует подать:

  • в Пенсионный фонд РФ – заявление по форме 22-ПФР;
  • в ФСС России – заявление по форме 22-ФСС.
Допускается зачет переплаты и недоимки (или предстоящих платежей) между взносами по разным видам страхования, контролируемым одним фондом. Например, излишне уплаченные взносы на обязательное медицинское страхование можно зачесть в счет погашения недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование. А пени по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно покрыть за счет переплаты по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Изменены порядок и форма отчетности по страховым взносам, а также сроки ее представления.

Для предоставления страхователями отчетности по страховым взносам (кроме взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) предусмотрен единый ежеквартальный расчет, форма которого должна быть утверждена ФНС России по согласованию с Минфином России. Проект новой формы расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения приведены в письме ФНС России № БС-4-11/12915 от 18 июля 2016 г.

Сдавать единый (новый) расчет независимо от способа подачи (в бумажном или в электронном виде) нужно не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), в налоговую инспекцию:

  • для организации – по месту ее нахождения (по месту нахождения обособленного подразделения);
  • для физического лица (ИП) – страхователя – по месту его жительства.

Вид отчетности (бумажный или электронный) определяется по прежнему критерию в 25 человек.

При этом отчетность за 2016 год представляется в прежнем порядке в соответствующие фонды по формам, применяемым за этот период. В случае же обнаружения ошибки в расчетах взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, уточненные расчеты представляются в соответствующие отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в прежнем порядке (т.е. по формам 4-ФСС или РСВ-1 ПФР).

Отчитаться по взносам следует следующим образом.

На обязательное пенсионное и медицинское страхование нужно в Пенсионный фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР:

  • не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), – в бумажном виде;
  • не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом, – в электронной форме;

На обязательное социальное страхование – в ФСС России по форме 4-ФСС:

  • не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), – в бумажном виде;
  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом, – в электронной форме.

При этом способ представления зависит от численности застрахованных лиц:

  • в электронном виде – если среднесписочная численность превышает 25 человек;
  • на бумаге или электронно – соответственно при численности 25 и менее человек.
Изменены сроки подачи ежемесячной персонифицированной отчетности (в т. ч. СЗВ-М).

Ежемесячная персонифицированная отчетность СЗВ-М представляется по-прежнему в Пенсионный фонд РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

Кроме СЗВ-М ежегодно (не позднее 1 марта следующего года) в Пенсионный фонд РФ нужно направлять сведения, которые раньше указывались в разделе 6 в составе расчета РСВ-1 ПФР, за исключением информации о величине облагаемого дохода и размере взносов в Пенсионный фонд РФ. По этим данным придется отчитываться ежеквартально перед налоговой инспекцией по форме единого расчета.

Проект новой ежегодной отчетности по персонифицированному учету и порядок его заполнения на данный момент еще не подготовлены.

Персонифицированные сведения в Пенсионный фонд РФ необходимо сдать в следующие сроки:

  • ежеквартально – раздел 6 в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР;
  • не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), – ежемесячную упрощенную отчетность по форме СЗВ-М.
Вводятся дополнительные санкции (по самостоятельному основанию) за нарушение сдачи отчетности по персонифицированному учету, в частности сведений по форме СЗВ-М. Установлена ответственность в виде:

  • штрафа для страхователя (организации, ИП) в размере 1 000 – за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов, когда такая обязанность предусмотрена законодательством;
  • штрафа на должностных лиц организации-страхователя, ИП-страхователя в размере от 300 до 500 – за непредставление (несвоевременное представление) индивидуальных (персонифицированных) сведений в Пенсионный фонд РФ, а также за их представление в неполном или искаженном виде.

За несоблюдение способа представления формы СЗВ-М ответственность не установлена.

Административная ответственность за нарушение сроков представления персонифицированной отчетности (непредставление) в Пенсионный фонд РФ, либо представление сведений в искаженном виде, неполном объеме применяется по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, согласно которой за такое нарушения должностные лица организации-страхователя через суд могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500

Скорректированы и уточнены правила регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей.

Обязанность зарегистрировать и снять с учета организацию, ее обособленное подразделение, если оно отвечает признакам самостоятельности (имеет открытый расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу граждан), как страхователей лежит на Пенсионном фонде РФ и ФФОМС (на основании полученных сведений от налоговой инспекции о регистрации в ЕГРЮЛ, ЕГРН).

Аналогичный порядок регистрации для страхователей-организаций действует в ФСС России.

При этом порядок постановки на учет в ФСС России работодателей – обособленных подразделений в качестве страхователей, в том числе как плательщиков взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в целом не изменился. Отличие только в том, что регламентируется он Федеральным законом № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.

Самостоятельно внебюджетные фонды в качестве страхователя зарегистрируют только вновь созданную организацию.

В случае создания обособленного подразделения (отвечающего признакам самостоятельности) Пенсионный фонд РФ и ФСС России без их участия в качестве страхователей не регистрируют.

Расширен перечень полномочий ФСС России в отношении контроля взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прописан в профильном законе порядок расчета и уплаты данных взносов. ФСС России наделяется, в частности, правом:

  • вызывать страхователей и требовать пояснений по поводу начисления и уплаты взносов;
  • определять суммы страховых взносов расчетным путем;
  • получать доступ к банковской тайне для контроля за взносами;
  • начать процедуру банкротства страхователя, который не платит взносы.

Закреплен порядок расчета и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В частности, указаны:

  • расчетный и отчетный периоды;
  • порядок расчета и сроки уплаты страховых взносов.

Сам порядок по своей сути не претерпел изменений.

В Федеральном законе № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. таких положений нет.

В части вопросов о порядке расчета и уплаты есть отсылка на соответствующие статьи Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.

Внесены изменения в порядок представления отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Установлена ответственность за нарушение сдачи в ФСС России отчетности в отношении данного вида страхования

Контроль за уплатой взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оставлен за ФСС России.

Соответственно, сохраняется обязанность сдачи ежеквартального расчета по этому виду страхования в территориальное отделение ФСС России. Новая форма расчета по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок ее заполнения уже разработаны. Из проекта ФСС России известно, что название формы оставлено прежнее: 4-ФСС. Отчитаться нужно будет также в сроки и способом, которые раньше были установлены для 4-ФСС.

За нарушение срока и порядка представления расчета по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена ответственность, а именно:

  • непредставление страхователем (организацией, ИП) расчета в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 . При этом согласно ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ на должностных лиц организации-страхователя накладывается штраф в размере от 300 до 500 . ИП к административной ответственности по данному основанию не привлекаются;
  • в случае несоблюдения электронного способа представления расчета штраф для страхователя (организации, ИП) составляет 200 .

Уточненный расчет по начисленным и уплаченным взносам представляется в территориальное отделение фонда по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Сведения по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в разделе II в составе расчета по форме 4-ФСС.

Представить расчет в территориальный фонд нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), если отчет сдается на бумаге, или не позднее 25-го числа, если в электронном виде.

Способ представления отчета зависит от среднесписочной численности застрахованных лиц за предшествующий расчетный период (более 25 человек или 25 и менее).

Применяется ответственность за правонарушения, установленные в отношении формы 4-ФСС, в состав которой входит также расчет по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уточнены правила определения тарифа взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если организация своевременно не подтвердила основной вид деятельности. Если основной вид деятельности не подтвержден в установленном порядке, то территориальное отделение ФСС России признает основным видом экономической деятельности страхователя тот, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами ОКВЭД из перечисленных в ЕГРЮЛ. Если основной вид деятельности организации не подтвержден в установленном порядке, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются по тарифу фактически осуществляемой деятельности с самым высоким классом профессионального риска, а не исходя из ОКВЭД, которые указаны в ЕГРЮЛ при регистрации.
Изменения порядка начисления и уплаты страховых взносов для ИП
Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена разделом XI о страховых взносах, в том числе регулирующим их уплату ИП за себя.

В Налоговый кодекс РФ перенесен прежний порядок расчета и уплаты страховых взносов, которые ИП перечисляют за себя (ст. 430, 432 Налогового кодекса РФ). Взносы ИП за себя могут увеличиться только в связи с новым МРОТ.

При этом в ст. 430 Налогового кодекса РФ содержится положение, устанавливающее порядок определения дохода в целях расчета взносов в зависимости от применяемой ИП системы налогообложения:

  1. на ОСНО (уплата НДФЛ) – в соответствии со ст. 210 Налогового кодекса РФ;
  2. при ЕСХН – в соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ;
  3. при УСН – в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ;
  4. для ЕНВД – в соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ;
  5. при ПСН – в соответствии со ст. 346.47 и 346.51 Налогового кодекса РФ;

Для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, – облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Порядок расчета страховых взносов ИП за свое страхование регулируется Федеральным законом № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. Такие страхователи перечисляют обязательные фиксированные платежи за свое страхование в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС.

Порядок определения дохода ИП в целях расчета взносов за себя установлен в ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. В частности, для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, согласно положению п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. величина дохода рассчитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ.

Данная норма применяется с учетом разъяснений контролирующих ведомств

Скорректированы и уточнены правила регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей.

Обязанность самостоятельно поставить на учет (снять с учтета) ИП в качестве плательщика обязательных пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование закреплена за налоговой инспекцией по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Для этого ИП должен подать соответствующее заявление в любую налоговую инспекцию по своему выбору. В настоящее время опубликован проект приказа ФНС России, в котором приводятся форма такого заявления и порядок ее заполнения.

Порядок постановки ИП в качестве страхователя-работодателя в ФСС России, в том числе как плательщиков взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в целом не изменился. Отличие только в том, что регламентируется он Федеральным законом № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.

ИП-работодатели встают на учет самостоятельно в ФСС России (как плательщики взносов за своих работников, исполнителей – в ряде случаев) и в Пенсионном фонде РФ (как плательщики взносов за своих работников и исполнителей). Без участия ИП проводится его регистрация в качестве плательщика взносов на обязательное медицинское страхование (как за самого себя, так и за работников, исполнителей), а также в качестве плательщика взносов на собственное обязательное пенсионное страхование.
Уточнен порядок вступления ИП в добровольные правоотношения в рамках собственного обязательного социального страхования.

ИП вправе вступить в добровольные правоотношения в рамках собственного обязательного социального страхования в прежнем порядке (т.е. путем подачи соответствующего заявления).

Право на получение страхового обеспечения возникает у ИП в том же порядке (при условии уплаты в ФСС России взносов за год, предшествующий наступлению страхового случая). При этом в расчете взносов изменилось лишь то, что их тариф теперь регулируется нормами налогового законодательства.

Чтобы уплачивать страховые взносы в ФСС России и получать страховое обеспечение (в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет), ИП нужно подать заявление в территориальное отделение ФСС России по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Право на получение страхового обеспечения возникает у ИП при условии уплаты в надлежащем порядке страховых взносов за тот календарный год, который предшествует году наступления страхового случая (например, отпуска по беременности и родам). Рассчитываются страховые взносы исходя из МРОТ и тарифа взносов.

Устранена неопределенность трактовки понятия фиксированного размера страховых взносов, уплачиваемых ИП в Пенсионный фонд РФ за себя.

В пп. 1 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в порядке, установленном:

и для случая, если величина дохода ИП за расчетный период не превышает 300 000 ;

и для случая, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 .

В отношении признания части страховых взносов, уплачиваемой с суммы дохода, превышающего 300 000  существует неопределенность. По мнению Минтруда России, для целей обязательного страхования фиксированным платежом считается только сумма страховых взносов, рассчитанная ИП исходя из значения МРОТ, в то время как величина взносов по тарифу 1,0 процента является переменной.

Вместе с тем, такую сумму взносов разрешено относить к страховым взносам в фиксированном размере, принимаемым в уменьшение единого налога при УСН и ЕНВД.

Смотрите также

Как открыть свой бизнес за 15 минут?

Бесплатная подготовка полного пакета документов для регистрации ИП